2, Ноябрь 2017

Акции «Норникеля» достигли годового пика из-за популярности электрокаров

Акции «Норникеля» на Московской бирже достигли максимума в 2017 году. Это произошло благодаря росту цен на никель, необходимого в производстве электрокаров


Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Акции «Норникеля», крупнейшим акционером которого является Владимир Потанин (30,3% компании), на торгах в Москве подорожали на 4,3% в среду. Их цена достигла 11,05 тыс. руб. за бумагу, капитализация составила 1,75 трлн руб. Это максимум с декабря 2016 года.

Директор корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов и аналитик «Атона» Андрей Лобазов объясняют рост котировок «Норникеля» рекордными ценами на никель. По данным Bloomberg, за последние два дня они обновили пятилетние максимумы: во вторник они увеличились на 5,3%, а в среду — еще на 6%, достигнув $13,03 тыс. за тонну. ​С начала года цены на этот металл на лондонской бирже металлов LME выросли на 23%.

Одна из основных причин такого всплеска цен на никель — рост популярности электрокаров, батареи для которых производятся с использованием этого металла. ​Главный экономист Trafigura Саад Рахим сообщил Bloomberg, что спрос на никель вырастет на 50%, до 3 млн т в год, к 2030 году. По его словам, в будущем в батареях будет содержаться больше никеля, чем кобальта.

Крупнейшая горнодобывающая компания в мире BHP Billiton недавно заявляла о своем плане расширить производство сульфата никеля, «чтобы стать ведущим поставщиком материалов для батарей». «Норникель» не отстает от конкурентов: в июне компания начала переговоры с концерном BASF о сотрудничестве в поставках сырья для производства литий-ионных аккумуляторов в Европе.

На рынке никеля уже есть дефицит, сказал журналистам директор департамента маркетинга «Норникеля» Антон Берлин. Но он незаметен из-за больших запасов. По прогнозам «Норникеля», в этом году дефицит составит 45–50 тыс. т, а в следующем — около 75 тыс. т. «Структура потребления рынка меняется, потому что растет рынок батарей. Но он сейчас переоценен», — признает Берлин. В этом году, по оценке компании, потребление никеля для производства батарей составит 65 тыс. т, а в общей сложности потребление никеля — 2 млн т. По мнению Берлина, рынок батарей приобретет значимость через несколько лет.

Goldman Sachs указывает на избыток мировых запасов никеля вкупе с замедлением спроса в Китае, вследствие этих факторов цены будут снижаться в горизонте 6–12 месяцев. Аналитики Goldman Sachs считают, что реальный спрос от производителей электрокаров появится только после 2020 года.

Худалов из АКРА считает ажиотажный спрос на никель для производства батарей надуманным. «Даже после того, как потребление никеля для производства батарей вырастет с текущих 50 тыс. т до 200 тыс. т, это все будет менее 10% потребления этого металла», указывает он.

«Норникель» в этом году планирует произвести ​206–211 тыс. т никеля, а его основной конкурент — бразильская Vale — выпустила 210 тыс. т никеля за девять месяцев 2017 года.

Источник